Компания АГРОАЛЬЯНС
АГРОАЛЬЯНС | ОПТОВЫЕ ПОСТАВКИ РИСА И МЯСОПРОДУКТОВ      

РИС

МЯСО
Новости
01 июля 2009
Сетевик на выдумки хитер

Экономический кризис быстро снизил покупательскую способность населения. Как сообщает «Росстат», за первый квартал 2009 г. только официальный уровень безработицы достиг отметки 10%, а реальная зарплата россиян (с учетом инфляции) в мае сократилась на 3,3% по сравнению с маем прошлого года. За первые пять месяцев россияне стали получать на 2% меньше, чем за аналогичный период 2008-го

Что примечательно, в дальнейшем большинство граждан России ожидают ухудшения собственного финансового положения. Об этом свидетельствует индекс покупательской уверенности. В первом квартале текущего года он сократился на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На таком низком уровне потребительские настроения находились в 1999 году. Впервые за десятилетие на 3% упало потребление непродовольственных товаров, и около 40% россиян (по данным опроса «Ромир») уже готовы экономить на питании, переходя на более дешевые продукты.

Вслед за ухудшением положения потребителей падает и оборот розничной торговли, именуемой нынче по-английски словом «ритейл». В мае 2009 г. оборот этот сократился на 5,6% по сравнению с маем 2008 г. и составил 1,16 трлн руб., сообщает «Росстат». Стоит отметить, что начиная с конца января текущего года темпы сокращения оборота только растут: в феврале показатели были на 1,4% ниже прошлогодних, в марте – на 3% и в апреле – на 4,5%. Напомним, что в 2008 г. вплоть до декабря рынок показывал положительную динамику в пределах 10 – 18% в месяц. Аналитики полагают, что розничный кризис достигнет дна как раз этим летом.

Чтобы выжить в подобных условиях, компаниям розничной торговли (ритейлерам) приходится сокращать издержки и прибыль и вообще пересматривать взгляды на бизнес. О судьбе торговых сетей шла речь на недавней пресс-конференции в Агентстве бизнес новостей.

Крупнейший в России сетевик X5 Retail Group объявил о сдерживании роста цен в своих магазинах («Пятерочка», «Перекресток» и пр.) за счет снижения арендных расходов, сокращения транспортно-складских издержек и урезания ассортимента в пользу наиболее востребованных товаров. Сейчас крупный ритейлер возлагает надежды на дешевый сегмент продовольственного рынка, так как «влияние кризиса на продуктовую розницу ограничено – люди все равно должны что-то есть».

Еще одна антикризисная мера, придуманная сетевиками, – собственные линейки товаров с маркой магазина. Лишенная «рекламной нагрузки», такая продукция обойдется покупателю дешевле на 10 – 20%. Также в этом случае выигрывает и производитель, который получает надежный гарантированный сбыт. Ну а сами сетевики видят в «товарах собственного изготовления» перспективу снижения цен без потерь для своей прибыли. Развивать линейку собственных продуктов ритейлеры собираются в недорогих магазинах. Действительно, реалии общества потребления таковы, что в дорогие магазины люди часто ходят не за едой, а за товарами определенной марки.

Среди последних тенденций в розничной сфере обозначился рост хищений из магазинов: каждый месяц служба безопасности X5 Retail Group ловит в своих торговых точках около 140 тыс. человек, пытавшихся украсть что-либо. Любопытно, что больше половины случаев приходится на служащих магазина, а не на покупателей. Люди, работающие в гипермаркетах, уверяют, что воруют практически все служащие и делают это в первую очередь из-за сокращения зарплат.

Топ-менеджмент крупных торговых сетей считает, что система наказаний за кражу в магазинах несовершенна. Сейчас по суду даже за буханку хлеба могут приговорить к нескольким годам тюрьмы. Ритейлеры считают, что «для разгрузки тюрем и судов» стоит подумать о введении системы «штрафов на месте». В чью пользу должен взиматься штраф, они не уточнили.

Много споров в последнее время идет вокруг системы входных бонусов для поставщиков. Федеральная антимонопольная служба провела исследования и заявила, что поставщики вынуждены платить сетям от 5 до 40% от стоимости товара. В последнее время несколько крупных сетей объявили, что отменяют «входную плату» и «наценку за полку» для сельхозпроизводителей и поставщиков «нефирменного» товара.

Полностью отказаться от бонусов невозможно, считают сетевики, иначе за счет сократившихся доходов сетей придется повышать цены. Рентабельность же в сфере розничной торговли, по мнению руководителей супер- и гипермаркетов, невелика: по их словам, чистая прибыль составляет не более 1 – 2%. А привлекательность этой сферы бизнеса обеспечена большой его емкостью, сопоставимой разве что с объемом нефтегазового сектора экономики.

Хотя тысячи представителей малого бизнеса уже пострадали от крупных «коллег», сетевики утверждают, что никакого засилья гипермаркетов в России нет. В Европе доля крупных сетевиков составляет более 65%. В России же в прошлом году объем розничного рынка составил 557,4 млрд
долларов, из которых только 29 млрд (5,2%) пришлось на пять крупнейших ритейлеров. Стоит при этом учесть, что это усредненный показатель по всей стране, в мегаполисах он существенно выше (например, в Петербурге доля сетевой торговли приблизилась к 80% рынка). Однако крупные ритейлеры продолжают заявлять, что монополизация рознице не грозит.

Вот и народные избранники тоже узрели угрозу в сетевой торговле. По коридорам Госдумы ходит законопроект, который дол-жен серьезно пошатнуть положение крупных игроков торгового бизнеса. В проекте значится, что если «гиганты» занимают в населенном пункте более половины всех торговых площадей, то все гипермаркеты должны закрываться на ночь и выходные. А владельцев торговых центров обяжут предоставлять маленьким магазинам не менее 40% торговых площадей – так депутаты планируют поддерживать малый бизнес. Ряд аналитиков прогнозируют, что если закон вступит в силу в таком виде, то сферу ритейла ждут серьезные преобразования – крупные сети отдадут немалую долю рынка мелким фирмам.

Есть и скептические мнения. Некоторые эксперты считают, что для содействия маленьким магазинам нужно в первую очередь снижать налоговую базу, а не закрывать супермаркеты по выходным. Именно большие государственные поборы и административные барьеры (вкупе с «коррупционной составляющей») не позволяют «малым торговцам» выжить в пучине нашего рынка. У сетей возможностей договориться с чиновниками, конечно же, больше.

Однако рост цен и безработицы, а также меры государственного регулирования уже поставили на грань банкротства десятки торговых сетей России. Эксперты утверждают, что сейчас в опасном положении находятся около 50 сетевиков. Значительный интерес к бедствующим российским ритейлерам стали проявлять их западные коллеги: Carrefour, Hyperglobus, Selgros... Но наиболее сенсационным стало недавнее заявление крупнейшей в мире сетевой торговой фирмы Wal-Mart приобрести активы в нашей стране. Пока все ограничивается намерениями, но с некоторыми отечественными компаниями переговоры уже ведутся.


(Санкт-Петербургские Ведомости)


Все новости отрасли


Все новости отрасли